#movies_magreb
Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет | Un condamné à mort s'est échappé ou Le vent souffle où il veut 1956 реж. Робер Брессон
Фильм повествует о подлинной истории побега участника французского Сопротивления из застенков гестапо в крепости Монлюк в Лионе.
Казалось бы, тема, которая уже десятки, если не сотни раз поднималась в литературе и в кинематографе — заключенный пытается бежать из тюрьмы. Несмотря на это, с первых минут пяти ты понимаешь, что этот фильм не такой, он особенный.
Нам предстоит наблюдать за находящимся в немецкой тюрьме участником французского сопротивления, изо дня в день готовящим побег. Практически все отведенное фильму время лейтенант Фонтейн методично мастерит крючки и канаты из подручных материалов, разбирает дверь с помощью заточенной ложки, пытается наладить связь с другими заключенными во время утренних прогулок. И это все после первого неудачного побега.
Для режиссёра эта тема хорошо знакома – в начале Второй Мировой войны идол французского кинематографа провёл полтора года в немецком лагере для военнопленных.
В своей манере Робер Брессон передает эмоции людей, не используя при этом длинные и высокопарные глубокофилософские разговоры, он делает это просто и мастерски — короткие диалоги, еще более короткие внутренние монологи, но все это концентрирует огромное многообразие чувств, переживаний, мыслей.
«Приговорённый к смерти бежал, или Дух веет, где хочет» практически лишён диалогов, львиная доля фильма выражается нарративом, т.е. закадровым текстом, от лейтенанта Фонтена, объясняющего свои действия, описывающего свои мысли. По сути, таким образом фильм становится похожим на иллюстированную исповедь.
Прекрасен продуманный до нюансов звуковой ряд. Шаги надзирателя отличаются от шагов заключенных; звуки трамвая, скрип засова — все становится отражением главного, всеми ожидаемого события — предстоящего побега. Режиссер задействовал непрофессиональных актеров по принципу «морального сходства» с ролью и сумел добиться от них абсолютного подчинения своей воле.
Интересен тюремный мир Фонтена – он тягостно материален, и каждый из предметов имеет исключительное значение. В каком-то смысле весь фильм — это история взаимоотношений героя с окружающими его предметами.
Концовка гениальна. Кто не смотрел не читайте – они просто уходят, убыстряя шаг будто школьники, сбежавшие с уроков. Они просто у-х-о-д-я-т!
پوشیدہ لڑاکا