"Автор фантастического произведения притворяется, что вещи невозможные не только возможны, но и реальны – что создаёт вымышленное пространство, где происходит переосмысление (или симуляция переосмысления) категории невозможного. Это особое умение человеческого разума: изменение границ нереального. Учитывая позицию Маркса (реальное и нереальное постоянно пересекаются в производственной деятельности, с помощью которой люди взаимодействуют с окружающим миром), можно сказать, что, изменяя понятие нереального, человек может иначе воспринять и реальность, её нынешнее состояние и потенциальные возможности".
Статья британского фантаста Чайны Мьевиля, редакторское введение к сборнику материалов о соотношении фантастики и марксизма, опубликованных в журнале Historical Materialism. Мьевиль озвучивает очень правильную мысль о том, что многие фантастические произведения более "реалистичны", чем большинство убогих поделок в жанре бытового реализма – именно за счёт круга поднимаемых ими важных социальных проблем. В конце концов, не форма, а именно социальное содержание определяет ценность любого произведения искусства.
_________________________
Также рекомендуем:
– статью "Постапокалиптика как зеркало общественных проблем";
– статью "Киберпанк как зеркало позднего капитализма";
– видеоролик "Культурная значимость киберпанка".
#марксизм #фантастика #общество
#искусство #статьи #публицистика